Бэкон Роджер

(ок. 1214-1294г.)

Английский ученый и философ. Представитель оксфордской школы, отличавшийся энциклопедическими познаниями и широтой научных интересов. Основные произведения: «Большое сочинение», «Малое сочинение», «Третье сочинение» и др. Полагал, что существуют разные способы познания: авторитет, опирающийся на рассуждение, и опыт, основывающийся на знании. Считая «опытную науку» «владычицей умозрительных наук», Бэкон оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Алъ-Фа-раби и др.), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет улучшить свою жизнь. Он объединил в рамках философии математику, физику, астрономию, алхимию, медицину и этику. Дедуктивное построение и доказательность математического знания делают его, по мнению Бэкона, образцом для других наук. Философ различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый с помощью человеческих чувств; внутренний, направленный на познание духовных сущностей и достижение мистического озарения; и праопыт, которым Бог наделил святых Отцов Церкви. Познание не мыслится Бэконом без благодати веры, тем более, что единственная совершенная мудрость заключена в Священном Писании. Основные причины невежества философ видел в преклонении перед неосновательными авторитетами, влиянии привычек, суждениях невежественной толпы и, главное, в сокрытии собственного невежества под маской мудрости. Он полагал, что человек всегда будет стремиться к абсолютной истине, но найдет лишь ту ее часть, которую Бог захочет сообщить людям. В вопросе об универсалиях занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» — теологи — должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии. Выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. Учение Бэкона было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени.