Сакс Ганс

(1494-1576 гг.)

Немецкий поэт, композитор. До 15 лет учился в латинской школе, затем два года был учеником в сапожной мастерской. Сакс был плодовитым поэтом: в стихотворном каталоге, который он составил на пришествие 1567 г., значилось 4275 мейстерзангов, написанных на 275 мелодий, 1700 повествовательных стихотворных произведений (историй, басен, фарсов) и 208 драматических поэм, включая трагедии, комедии и масленичные сценки, — всего более 6000 произведений. Материал для них он черпал из Библии, античной истории и классической мифологии, средневековых хроник, легенд и развлекательных книжонок для простонародья. Заимствованные темы он перелагал сообразно личному жизненному опыту, зачастую с улыбкой или мягкой, благожелательной насмешливостью, неназойливо помогая читателю извлечь из притчи нравственный урок. Сакс восславил Нюрнберг XVI в. в таких поэмах, как «Похвальная речь граду Нюрнбергскому», «Шествие ряженых» с описанием карнавальных масленичных представлений. В своей самой прославленной поэме «Соловей Виттенберга» он восторженно приветствовал Реформацию. Самыми забавными его сочинениями считаются 85 масленичных пьес, которые и ныне пользуются успехом. Присущие поэту простота и безыскусность незатейливых виршей сделали его творчество мишенью насмешек и пренебрежительного отношения со стороны поэтов эпохи барокко и Просвещения. Однако репутация Сакса только укреплялась, достигнув вершины в том идеализированном портрете великодушного, умудренного и славного человека, каким представил его в своей опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Рихард Вагнер.