Буонаротти Микеланджело

(11475-1564 гг.)

Выдающийся итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт эпохи Ренессанса. Полное имя — Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони. Первоначальное образование получил в латинской школе во Флоренции. Учился живописи у Гир-ландайо, скульптуре —у Бертольдо ди Джованни в художественной школе в Садах Медичи. В доме Лоренцо Медичи познакомился с философией неоплатонизма, оказавшей сильное влияние на его миропонимание и творчество. Тяготение к монументальной укрупненности форм сказалось уже в первых его работах —рельефах «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Изучение античной скульптуры Микеланджело продолжил в Риме. К этому периоду относятся статуя «Вакх» и скульптурная группа «Пьета», свидетельствующая о творческой зрелости мастера. Вернувшись в 1501 г. во Флоренцию, он получил от правительства заказ на создание 5,5-метровой статуи Давида. Установленная на главной площади Флоренции, она должна была стать символом свободы республики. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV в., а как прекрасного, атлетически сложенного юношу, полного уверенности и грозной силы, в момент перед сражением. В 1505 г. папа Юлий II вызвал скульптора в Рим, поручив ему работу над своим надгробием. Проект Микеланджело предусматривал создание величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуями. Быстрое охлаждение Юлия II к этому замыслу и прекращение финансирования работ вызвало ссору мастера с папой и демонстративный отъезд скульптора во Флоренцию в 1506 г. В Рим он вернулся только в 1508 г., получив от Юлия И заказ на роспись Сикстинской капеллы. Фрески Сикстинского плафона (1508—1512 гг.) — самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Он разработал собственную программу росписей, до сих пор вызывающую различные толкования. Росписи включают в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы библейской Книги Бытия — от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа», 12 огромных фигур сивилл и пророков, цикл «Предки Христа». Творение Микеланджело — это десятки величественных персонажей, населяющих грандиозный универсум, наделенные титаническим обликом и колоссальной духовной энергией. После смерти Юлия II Микеланджело снова приступает к работе над его надгробием, создает три статуи — «Умирающий раб», «Восставший раб» и «Моисей». В отличие от современных ему скульпторов он обрабатывал глыбу мрамора не со всех сторон, а только с одной, как бы извлекая фигуры из толщи камня; в своих стихах он неоднократно говорит о том, что скульптор лишь высвобождает изначально скрытый в камне образ. В 1516 г. папа Лев X Медичи поручил Микеланджело разработать проект фасада церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Микеланджело хотел сделать фасад «зеркалом всей Италии», но работы были прекращены из-за недостатка средств. В 1520 г. кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII, поручил Микеланджело превратить Новую сакристию церкви Сан-Лоренцо в грандиозную усыпальницу рода Медичи. Работа над этим проектом, прерванная восстанием против Медичи 1527—1530 гг., не была завершена к моменту отъезда Микеланджело в Рим в 1534 г. Выполненные им статуи были установлены много позже, В годы работы во Флоренции сложился особый стиль Микеланджело-архитектора, отличающийся повышенной пластичностью и живописным богатством. Переезд художника в Рим в 1534 г. открывает последний, драматический период его творчества. Микеланджело сближается с кружком поэтессы Виттории Колонна; идеи религиозного обновления, волновавшие участников кружка, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение. В колоссальной фреске «Страшный Суд» (1536—1541 гг.) на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело отступает от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную. Трагическим пафосом проникнуты и последние живописные работы Микеланджело — фрески «Распятие апостола Петра» и «Падение Савла». В целом поздняя живопись Микеланджело оказала определяющее влияние на формирование маньеризма. Драматическая сложность образного решения и пластического языка отличает поздние скульптурные работы Микеланджело: «Пьета с Ни-кодимом» и «Пьета Ронданини». В последний римский период написано большинство из дошедших до нас почти 200 стихотворений Микеланджело, отличающихся философской глубиной мысли и напряженной выразительностью языка. В 1546 г. Микеланджело был назначен главным архитектором собора Св. Петра. Он успел при жизни закончить восточную часть собора и тамбур огромного купола, возведенного после его смерти Джакомо делла Порта. Вторым грандиозным архитектурным проектом стал завершенный только в XVII в. ансамбль Капитолия. Микеланджело так и не вернулся во Флоренцию. После смерти художника тело его было тайно вывезено из Рима и торжественно погребено в усыпальнице знаменитых флорентийцев — церкви Санта-Кроче.