Шефтсбери Антони Эшли Купер

(1671-1713 гг.)

Английский философ, эстетик и моралист. Родился в Лондоне в доме своего деда, знаменитого лорда-канцлера в царствование Карла II. В1686—1689 гг. получил домашнее образование под присмотром Джона Локка, который бил личным секретарем хозяина дома. Учился в Уинчестере. В 1695 г. стал членом Палаты общин от Пула, находившегося под контролем вигов. По состоянию здоровья был вынужден оставить должность и посвятил себя главным образом занятиям философией. Провел год в Роттердаме, где вступил в дружеские отношения с швейцарским протестантским теологом Ж. Леклерком, автором «Исторического и критического словаря» Пьером Бейлем и голландским теологом Ф. ван Лимборхом. В 1699 г. унаследовал титул и место в Палате лордов, однако почти не принимал участия в политической жизни, поскольку вскоре после восхождения на трон королевы Анны партия тори вернулась к власти, а состояние здоровья Шефтсбери вновь ухудшилось. В1704 г. лондонский свет был взбудоражен прибытием в Англию группы французских крестьян, фанатичных протестантов, покинувших родину после отмены Нантского эдикта. Раздавались требования о преследовании этих «французских пророков», однако Шефтсбери в «Письме об исступлении» предложил вместо этого выставить фанатизм на посмешище. Его учение о насмешке как наилучшем способе проверки истинности утверждений поставило под сомнение серьезность его идей; подозрение не смогла рассеять и работа Шефтсбери «Общее чувство: опыт о свободе остроумия и чувстве юмора». В 1711 г. Шефтсбери отправился на юг Италии, в Неаполь. В Италии он провел два года и за это время переработал трехтомный труд «Характеристики людей, манер, мнений и времен», впервые опубликованный в 1711 г., но в новом издании содержавший ранние и имеющие самостоятельное значение эссе, и написал ряд других работ. Он также сделал наброски «Рассуждения об искусствах: живописи, скульптуре и т. д.». Умер Шефтсбери в Неаполе 15 февраля 1713 г. В основе философии Шефтсбери, иногда называемой деизмом, лежит представление о природе как о гармоническом целом, свидетельствующем о ее божественном происхождении. Добродетель и красота суть воспроизведение гармонии, обнаруживаемой человеком в природе. Для их постижения требуется особое чувство, выступающее посредником между разумом и ощущениями. Шефтсбери первым употребил термин «моральное чувство». Добродетель, подобно хорошему вкусу, можно развить упражнением, однако она присуща человеку от природы и берет начало в естественных привязанностях. Этот оптимистический взгляд, шедший вразрез с идеями Томаса Гоббса и многих религиозных ортодоксов, оказал влияние на Болингброка, а через него на А. Попа и его «Опыт о человеке», а также на Кол-риджа. Шефтсбери был учеником кембриджских платоников и пытался сохранить дух платонизма в эпоху, когда господствующее положение занимал эмпиризм его учителя Локка. Шефтсбери рассматривал поэта как «Прометея под властью Юпитера» и природу как произведение искусства, сотворенное Богом, что в зародыше содержало позднейшую теорию романтизма; его взгляды оказали влияние на Ф. Хатчесона, Д. Юма, Дж. Батлера, Вольтера и Д. Дидро, И.-Г. Гердера, И. Канта и немецкую идеалистическую философию.