Фихте Иоганн Готлиб

(1762-1814 гг.)

Немецкий философ, основатель «абсолютного идеализма». Родился 19 мая 1762 г. в селе Рамменау (Оберлаузиц, Саксония) в крестьянской семье. Благодаря случаю обрел покровителя в лице, барона фон Милътица. Обучался в Йен-ском (1780 г.) и Лейпцигском (1781-1784 гг.) университетах, в последующие десять лет переезжал с места на место, зарабатывая на жизнь уроками. В 1790 г. начал интенсивно изучать труды И. Канта, что определило весь ход его философского творчества. Фихте получил одобрение Канта, представив написанное за месяц эссе «Опыт критики всяческого откровения». Благодаря этой работе, опубликованной без указания автора в 1792 г. и вначале приписанной самому Канту, Фихте завоевал репутацию философа и в 1793 г. был приглашен на должность профессора философии Йенского университета, которую занял весной 1794 г. Фихте преподавал в Йене пять лет. Впоследствии жил в Берлине (до 1806 г.), за исключением одного семестра, когда был профессором Эрлангенского университета (1805 г.). Когда из-за поражения в войне с Наполеоном прусское правительство вынуждено было переехать в Кенигсберг (1806 г.), Фихте последовал за ним и преподавал в Кенигсбергском университете до 1807 г. В 1810 г. он был назначен первым ректором нового Берлинского университета и занимал этот пост до 1812 г. Серьезным поводом для уважения и благодарности соотечественников к Фихте был цикл его лекций в Берлине (1807—1808 гг.) вскоре после унизительного поражения при Йене — «Речи к немецкой нации», в которых Фихте призывал немецкий народ к борьбе против французских оккупантов. Когда в 1813 г. началась освободительная война, он был признан одним из интеллектуальных лидеров немецкого сопротивления наполеоновскому режиму. Его жена, добровольно поступившая на службу медицинской сестрой, заразилась тифом, от которого вскоре оправилась, но передала инфекцию мужу. Фихте умер в Берлине 27 января 1814 г. Среди наиболее известных трудов Фихте следует упомянуть: «О назначении ученого», «О назначении человека», «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии», «Попытка принудить читателей к пониманию», «Основные черты современной эпохи».