Чаадаев Петр Яковлевич

(1794- 1856 гг.)

Русский мыслитель, общественный деятель. Родился в старинной богатой дворянской семье. По материнской линии — внук М.М. Щербатова. Рано остался без родителей, но получил хорошее домашнее образование, много читал, собирал свою библиотеку. В1808-1811 гг. учился в Московском университете, был дружен с А.С. Грибоедовым, будущими декабристами Н.И. Тургеневым, И.Д. Якушкиным. Во время Отечественной войны 1812 г. участвовал в Бородинском сражении, ходил в штыковую атаку при Кульме, был награжден российским орденом св. Анны и прусским Железным крестом. В 1816 г. был переведен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк, расквартированный в Царском Селе. Прекрасно образованный, богатый и красивый аристократ, всеобщий любимец, Чаадаев в доме Н.М. Карамзина познакомился с А.С. Пушкиным, на которого оказал громадное влияние. Не считая нравственно возможным продолжать службу после наказания близких друзей из восставшего Семеновского полка в 1820 г., Чаадаев, отказавшись от блестящей карьеры, в 1821 г. вышел в отставку. Вступив в тайное общество декабристов, участия в его делах не принимал и в 1823 г. уехал путешествовать по Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В1826 г. при возвращении в Россию был арестован по подозрению в причастности к движению декабристов, но через 40 дней отпущен. Жил в Москве и в деревенском имении. В 1829—1831 гг. Чаадаев создал «Философические письма» —размышления о путях человечества к высшей свободе и великому единству, т.е. к царству Бо-жию на Земле. Россия, полагал Чаадаев, восприняла религию и культуру от Византии, находившейся вне Востока и Запада, и потому осталась вне истории мировой цивилизации. Изоляционизму и государственности православия Чаадаев противопоставлял католицизм с его идеей всеобщности и надгосударствен-ности. Резко отрицательная характеристика России («Мы существуем как бы вне времени, и всемирное образование человеческого рода не коснулось нас»; «Все народы мира выработали определенные идеи. Это идеи долга, закона, права, порядка»; «Мы ничего не выдумали сами и из всего, что выдумано другими, заимствовали только обманчивую наружность и бесполезную роскошь») вызвала гнев Николая I, начертавшего: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного». Журнал «Телескоп», в котором напечатали «Философические письма», закрыли, редактора сослали, цензора уволили со службы. Вызванному к московскому полицмейстеру Чаадаеву объявили, что по распоряжению правительства он считается сумасшедшим. Унизительный надзор полицейского лекаря за «больным» был снят лишь в 1837г. В «Апологии сумасшедшего» Чаадаев пересмотрел свою точку зрения на Россию, отметив: «Может быть, преувеличением было опечалиться хотя бы на минуту за судьбу народа, из недр которого вышли могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина». Однако после Крымской войны (1853—1856 гг.), не видя улучшения в положении России, думал о самоубийстве. Умер от воспаления легких, оставив свои материальные дела в полном расстройстве. Неоднозначное творчество Чаадаева позволяло исследователям называть его воинствующим западником, мистиком и консерватором, деятелем освободительного движения, чисто религиозным мыслителем. Но, как бы ни оценивались взгляды Чаадаева, он сыграл значительную роль в развитии общественной мысли России.