Овидий Назон Публий

(43 г. до н.э — 18 г. н. э.)

Римский поэт. Родился в семье, принадлежавшей к богатому всадническому сословию, и получил обычное в то время риторическое образование. Воспитывался в эпоху Империи Августа, когда по окончании гражданских войн и установлении примата Италии над провинциями чрезвычайно возросло благосостояние италийского землевладельческого и торгового населения. Он был поэтом светской жизни Рима века Августа, отразил в своем творчестве идеологию торгово-ростовщического класса (всадничества), достигшего в то время высокой степени экономического развития Овидию чужда социальная и философская проблематика, характерная для предшествующего литературного поколения, пережившего крушение Республики (Вергилий, Гораций), в его творчестве решительно преобладают эротические темы, с упором не на глубину или непосредственность переживания, а на остроумную и эффектную ироническую игру традиционными литературными мотивами. Произведения поэта отличаются виртуозной легкостью и гибкостью стиха, которым он владел в совершенстве. В его лице литератур- ный стиль торгово-ростовщического класса изживал период своей молодости, от эпохи подъема переходил к эпохе зрелости. Культивируя индивидуалистическую поэзию, Овидий в ранних поэмах "Наука любви" и "Средства от любви" дает наставления в области любовных отношений, вводит сценки из римской жизни. Переход к большим произведениям в духе эллинистической "ученой" поэзии отмечен созданием поэмы "Метаморфозы", которая задумана как эпос и содержит около 250 мифологических и фольклорных сказаний о превращениях людей в животных, растения, созвездия и даже в камни. В последний период жизни написаны «Скорбные элегии» и «Понтийские послания». В конце 8 г. н. э. Овидий был сослан Августом в город Томы (ныне порт Констанца в Румынии), где и умер. Овидия высоко ценил А.С. Пушкин, интерес к поэту-изгнаннику отразился в стихотворении «В стране, где Юлией венчанный», «К Овидию», в поэме «Цыганы».